Жизнь за городом имеет свои особенности, и многие владельцы коттеджей задумываются об электромобиле вместо бензинового авто. С одной стороны, электромобиль очень тихий и экологически чистый – нет выхлопных газов и не шумит при езде. Электромотор даёт отличный разгон и низкий центр тяжести, что дарит комфорт при управлении. Эксплуатация электрокара проще: у него почти нет обычных «расходников» (масел, фильтров), поэтому обслуживание выходит дешевле. Кроме того, электроэнергия стоит существенно дешевле бензина. По оценкам, зарядка электромобиля в среднем в три раза дешевле заправки обычного авто. То есть в коттедже при низких тарифах на свет ночной заряд на 100 км пробега может обходиться в десятки рублей вместо сотен рублей на бензин. Приведём пример: даже самая дорогая быстрая зарядка (≈25 руб/кВт·ч) даёт стоимость 100 км порядка 375 рублей, что уже выгоднее бензина (~408 руб/100 км).
На фото: электромобиль заряжается от домашней станции в гараже загородного дома. Такая инфраструктура позволяет всегда иметь полный аккумулятор к началу поездок.
Другой ощутимый плюс – экономия времени. Владельцам загородной недвижимости не нужно еженедельно ехать на бензоколонку: автомобиль можно заряжать ночью прямо на участке. Это особенно удобно, если в вашем регионе дешёвая электроэнергия: ночные тарифы или собственная солнечная станция (при её наличии) ещё больше снижают расходы. В итоге многие владельцы коттеджей отмечают: для них электромобиль приемлем, потому что «ночная зарядка в гараже экономит время и деньги». Ещё одна выгода – льготы и бонусы (льготный налог, субсидии и пр.), но они важнее для жителей крупных городов. Для загородного жителя ключевыми остаются простота заправки дома и низкие расходы на топливо.
Однако электромобиль не лишён минусов, которые особенно заметны за городом.
Самое логичное место для зарядки — свой дом или гараж.
От бытовой розетки (220 В). Это самый простой способ: достаточно вставить штатный кабель в обычную «евророзетку». Однако скорость при этом невелика: мощность розетки обычно ≈2,3–3,6 кВт, что даёт около 10–15 км запаса хода в час зарядки. Простыми словами, за ночь (8–10 часов) такой заряд пополнит запас хода на ~80–100 км – далеко не много, но лучше, чем ничего. Стоит учитывать, что длительное подключение к одной розетке высокой нагрузки может потребовать проверки проводки.
Установка настенной (Wallbox) станции. Если в коттедже имеется трёхфазный ввод, выгоднее поставить стационарный зарядный пункт мощностью 7–11 кВт (Wallbox). Это ускорит заряд до ~30–50 км/ч зарядки. Монтаж такой станции подразумевает выделение отдельного кабеля и автомата от электрощитка. Необходимо согласовать установку с электриками или управляющей компанией и, возможно, подключить отдельный счётчик. Подведём основные шаги: «Для установки зарядной станции в гараже нужно убедиться в достаточной мощности ввода и при необходимости заказать её увеличение, подготовить проводку нужного сечения и затем смонтировать саму зарядку».
Иногда разумно предусмотреть добавочный электрощиток под станцию (с учётом длительной нагрузки) и функцию динамического ограничения мощности, чтобы бытовые приборы и EV не «соревновались» за ток. В среднем такая настенная станция стоит от 50–150 тыс. ₽, а монтаж – ещё порядка десятков тысяч рублей. Но она позволит заряжать автомобиль за ночь (6–9 ч) вместо целого дня.
В коттеджных посёлках электромобили пока не встречаются не часто, но их число растёт. Если же нужно выезжать далеко (например, в город), важно заранее спланировать трассу с учётом зарядок. На подъездах к большинству деревень пока зарядок нет, но в популярных дачных районах их устанавливают. Некоторые застройщики уже оборудуют для жителей, устанавливают колонки на въезде в поселок и даже дают приложения для управления зарядкой. Такие решения пока исключение, но тренд налицо.
Важно помнить: качество электроснабжения в поселке влияет на комфорт. Если пропадёт свет или будут скачки напряжения, машина не зарядится. К счастью, в техподдержку домовладельцев и застройщики уделяют внимание укреплению сетей (например, ставят ИБП или резервные источники питания для охранных систем).
Управлять электромобилем на просёлочных дорогах не особенно сложнее, чем бензиновой машиной: те же правила безопасности, те же колёса и протекторы. Разве что оцените запас хода заранее и учтите, что при холоде он сократится. Ещё одна мелочь: надо продумать, куда ставить кабель, чтобы не мешался пешеходам и не замёрз в снегу. Но в целом эксплуатация EV в коттеджном посёлке похожа на городскую, с поправкой на спорадическое отсутствие быстрой подзарядки вдали.
Взвешивая «за» и «против», ответ в целом позитивный для многих владельцев загородной недвижимости. Когда основные поездки – до магазина, школы или дачи – «дальнобойность» не критична, а возможность заряжать у себя дома превращает электромобиль в удобный вариант. Если утром машина всегда с полной батареей, можно почти не замечать время зарядки. При этом сами поездки выйдут существенно дешевле: «заряжать электрокар в среднем в 3 раза дешевле, чем заправлять топливом».
Конечно, если планируете часто ездить за 200–300 км за раз, или живёте там, где электричество дорогое, нужно подумать: может стоит взять гибрид или бензиновую версию. Для жизни в подмосковном коттеджном посёлке, где есть стабильная сеть, ночной тариф и обычно недлинные поездки, электромобиль выглядит оправданно. Как писал один эксперт, «для владельцев загородной недвижимости электрический авто весьма приемлем, поскольку ночная зарядка в гараже экономит время и денежные ресурсы». Главное – обеспечить себя надёжной домашней зарядкой и планировать поездки с учётом погоды. Тогда плюсы EV (экономия на бензине, экологичность, комфортная тишина) будут значительно перевешивать минусы.